|
МонастыриНОВОТОРЖСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬhttp://www.bgmonastery.orthodoxy.ru/ Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря. Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным. Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители. Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использованиимонастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев). Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря. ВЯЗЕМСКИЙ АРКАДИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В статусе богадельни Аркадиевская община просуществовала пятьдесят два года. В первое десятилетие ХIХ века число сестер от двадцати семи сократилось до одиннадцати. Во время нашествия французов в 1812 году Спасская церковь и богадельня были разорены, все деревянные постройки сожжены. Открытие Аркадиевского общежительного заштатного женского монастыря последовало 1 октября 1832 года, после подписания императором Николаем I постановления Синода. Торжества по этому случаю в городе и уезде были устроены в декабре того же года и продолжались несколько дней. Уже к зиме 1833 года число насельниц обители увеличилось до сорока трех. В 1833 году старица Наталия Павлова была пострижена в монашество с наречением имени Нимфодора и избрана настоятельницей обители. В монастыре она прожила до 1847 года, всячески поддерживая молитвенный дух среди сестер. Умерла матушка Нимфодора на 109 году жизни, отдав все свои силы Аркадиевской обители. Память об этой святой подвижнице сохранилась в сердцах вязьмичей. Вместо ушедшей в 1833 году на покой Нимфодоры (Павловой), по ходатайству епископа Смоленского и Дорогобужского Иосифа (Величковского) игуменией Аркадиевского монастыря была назначена казначея Смоленского Вознесенского женского монастыря, монахиня Августа, в миру княгиня Ширинская-Шихматова. Она пожертвовала в обитель все свое состояние и нашла новых благотворителей и попечителей. При игумении Августе была перестроена колокольня и расширен Спасский храм. С севера к нему пристроены два придела, и освящены - на первом этаже в честь Покрова Пресвятой Богородицы и на втором во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Кроме того в обители проведены следующие работы: в жилом монастырском корпусе надстроен второй этаж; поставлен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней; устроена житница с погребом; выстроен скотный двор; отремонтирован дом, стоявший рядом с обителью и разрушенный еще в 1812 году; весь монастырь обнесен новой каменной высокой стеной с круглыми башнями, Святыми и двумя хозяйственными вратами. Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Аркадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. В это время насельниц в монастыре вместе с послушницами было около ста человек. Имелось 13 десятин усадебной и сенокосной земли; мельница с сукновальней на реке Яузе в селе Златоустове Гжатского уезда; сенокосная пустынь в 150 десятин при селе Андрианы Юхновского уезда. Игумения Аркадия получила благословение на открытие в обители просфорной и свечной мастерской. При сенокосной пустоши в Юхновском уезде сестры Аркадиевского монастыря устроили образцовое хозяйство. Они распахали часть земли, устроили скотный двор, построили дома для крестьян, поставили на небольшой речке рядом с пустошью водяную мельницу, развели фруктовый сад с пасекой. В августе 1909 года указом Священного Синода настоятельницей Аркадиевского монастыря назначена пятидесятилетняя монахиня Агния, c возведением ее в сан игумении. В миру она дочь мещанина города Мещовска Калужской губернии - Анна Семеновна Костина. Образование она получила в Мещовском приюте. В 1887 году Анна Семеновна принята в Аркадиевский монастырь послушницей, в 1907 году приняла иноческий постриг, с 1908 года выполняла послушание благочинной обители. До какого времени она управляла монастырем неизвестно, так как архивных данных после 1915 года обнаружить не удалось. К сожалению, вторая половина ХХ века оказалась не менее жестокой к православным святыням старинного русского города, чем первая его половина. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе №1 в конце 1970 годов, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня.
Вяземский Аркадиевский монастырь в архивных документах
В фондах Российского Государственного исторического архива (РГИА) в городе Санкт-Петербурге хранится небольшая рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием, профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителем семинарии Иваном Поповым и коллежским советником Христофором Бальбуциновским. В разделе «О/ Монастырях/ Смоленской Епархии/ Упраздненных» находим краткое описание Вяземского Ильинского Девичьего монастыря, сестры которого после упразднения обители в 1780 году создали общину, из которой в 1832 году при Преосвященном Иосифе (Величковском), епископе Смоленском и Дорогобужском был образован Аркадиевский монастырь. Эта рукопись была передана преподавателю Смоленской Духовной семинарии, магистру богословия Николаю Васильевичу Трофимовскому, он ее незначительно переработал и в 1865 году она издана под тем же названием. (1) В научном архиве Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в Санкт-Петербурге находятся «Метрики для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах». Метрику об Аркадиевском монастыре в городе Вязьме заполнил 1 августа - 28 сентября 1892 года священник Василий Чанцов, служившей в обители. В ответе на второй вопрос Метрики он подробно описывает историю, произошедшую со Спасской башней Вяземской крепости, переданной обители в 1836 году. В седьмом пункте приведены названия всех престолов храма Всемилостивого Спаса. В 1896 году вышла, написанная о. Василием брошюра «Вяземский Аркадиевский Девичий монастырь». (2) В научном архиве Государственного Литературного музея в Москве можно ознакомиться с картотекой историка и археолога Николая Петровича Чулкова (1870-1940), участника работы над «Русским провинциальным некрополем». В ней собраны в алфавитном порядке описания захоронений по пятнадцати губерниям Российской империи, многие из которых после 1917 года по понятным причинам утрачены. В этой картотеке, опубликованной отдельным сборником в четвертой книге альманаха «Река времен» можно найти и могилы, до середины семидесятых годов прошлого века, находившиеся на территории Аркадиевского монастыря, за алтарем Спасского храма. Кроме настоятельниц и насельниц обители, священнослужителей, здесь были погребены и представители многих дворянских и купеческих родов. (3) В Государственном архиве Смоленской области в фонде Канцелярии епископа Смоленского и Дорогобужского хранится «Послужной список монахинь, старших послушниц и младших…» за 1901 год, содержащий краткие данные обо всех насельницах монастыря в начале XX века. Он подготовлен при игумении Сергии (Пузенькиной), управлявшей обителью в 1887-1909 годах, при епископе Смоленском и Дорогобужском Петре (Другове). В 1901 году в Аркадиевском монастыре было 134 насельницы, 38 монахинь и 96 послушниц. (5) В этом же архиве, в документах Смоленской духовной консистории сохранилась «Оценочная опись храмов и других зданий Аркадиевского нештатного общежительного девичьего монастыря», составленная в 1910 г при Преосвященном Феодосии (Феодосиеве). В ней указаны храмы, церковно-приходская школа, часовня, их состояние и стоимость. (6) В Вяземском филиале Государственного архива Смоленской области в дореволюционных документах в фонде «Аркадиевский женский монастырь Вяземского городского благочинного округа Смоленской епархии» находится «Список сестер монастыря», составленный в 1891 году при епископе Смоленском и Дорогобужском Гурии (Охотине) и при той же настоятельнице – игумении Сергии. В середине 1860 годов было 96 монахинь и послушниц, а по приведенному документу их уже было 152 человека. (7) В документах Вяземского уездного училища Московского учебного округа есть рукопись «Историческая записка Вяземских училищ», составленная в первой половине XIX века. Из нее мы узнаем, что 14 июля 1837 года в 7 часов утра «Его Императорское Высочество наследник цесаревич Александр Николаевич …помолившись в женском монастыре Св. Аркадия позволил отправиться по тракту к городу Смоленску». (10) В документах Отдела Управления Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год хранится рапорт Преосвященного Венедикта (Алентова), епископа Вяземского, вступившего в управление Вяземским Церковным Викариатством Смоленской епархии 19 января 1922 года. Он сообщает, что к концу октября этого года «был ликвидирован Вяземский Аркадиевский Монастырь и копия с описи имущества его, хранящейся у бывших сестер его, представляется при сем в 2-х экземплярах». Этот документ «Опись зданий и богослужебных предметов, находящихся в церкви пр. Аркадия в г. Вязьме» и его копия можно найти в документах фонда. В описи указан каменный храм Всемилостивого Спаса, его приделы, их состояние, краткое описание иконостасов (число ярусов), икон, богослужебных предметов и колоколов. За настоятельницу расписалась монахиня Клеопатра (Савина). (12) В фонде Отдела Управления исполкома есть и «Протокол изъятия церковных ценностей» от 29 марта 1922 года. Из него известно, какие богослужебные предметы, кресты, оклады, ризы и монеты были изъяты в монастыре. Так же указаны фамилии членов комиссии исполкома, трех сестер и священника. В этот период в уже закрытом монастыре служил иерей Евфимий Алмазов. В ведомости «Сведения об изъятии ценностей церквей города Вязьмы Смоленской губернии» под № 11 указан Аркадиевский Женский монастырь, из которого изъято 2 пуда 2 фунта 61 золотник серебра и 18 фунтов и 6 золотников медных монет. (13) Так в документах Вяземского исполнительного комитета городского Совета подшито решение №88 от 20 марта 1980 г. «Мероприятия по подготовке памятников города Вязьмы к «Олимпиаде-80». В нем рекомендуется закончить реставрацию Спасской церкви бывшего Аркадиевского монастыря, которую уже тогда арендовала центральная районная библиотека, до 1 мая 1980 г. (14) Все вышеприведенные источники, с использованием печатных изданий XIX-XX века и современных, церковных устных преданий позволяют проследить историю обители и составить ее достоверное описание. Примечания:
Иеромонах Даниил (Сычев) |
|